Юл Великолепный

В середине 50-х страна наша помаленьку стала оттаивать. «Железный занавес» обнаружил прорехи, и вот в Москву съехались тысячи белых, желтых, черных – на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Неслыханный ажиотаж вызвала американская выставка в Сокольниках, когда труженики Страны Советов могли посмотреть и потрогать громадные лимузины, глотнуть кока-колы и убедиться, что в США не только негров линчуют. В начале 60-х по советским экранам совершил триумфальное шествие вестерн «Великолепная семерка». Картина не только впервые демонстрировала образец жанра, но и представила нам превосходного актера Юла Бриннера. В фильме блистали еще и Стив Мак Куин, и Чарльз Бронсон, но Бриннер затмил всех!

*   *   *

В ту пору мало кто мог предположить, что актер, сыгравший первоклассного стрелка, рыцаря без страха и упрека Криса, - русский! Но это было именно так. Юл  (Юлий Борисович) Бриннер родился во Владивостоке в 1920 году. Любивший кутаться в дымку легенд, Бриннер уверял, что его дед Жюль Бриннер, удравший из дома в Швейцарии, поплавал на пиратском корабле, оказался в Японии, нежданно разбогател и перебрался во Владивосток. Жить в Советской России с таким национальным происхождением и социальным положением было небезопасно, и Бриннеры отправились в Харбин. А уж оттуда Юл рванул в Париж. В знаменитом ресторане «Распутин» гремел цыганский хор Ивана Дмитриевича. 15-летний Бриннер добился, что его взяли в хор, обучили всем тонкостям  цыганской манеры пения и игры на гитаре. Завсегдатаи кабака считали паренька цыганом чистой воды, и Дмитриевичи  (Иван и его сын Алеша, дочери Валя и Маруся) не развеивали заблуждений. Успех юный Бриннер имел невероятный: мало того, что он обладал дивной красоты низким баритоном, он еще был просто дьявольски хорош собой! Высокий (почти 6 футов), стройный и гибкий, да еще этот магнетический взгляд темных глаз! Дамы едва не падали в обморок, слушая «Две гитары», «Ехали цыгане», «Окончен путь»…

Не стоит думать, однако, что  все существование Бриннера свелось к цыганщине; он  боготворил Шаляпина, обожал симфоническую музыку и русский балет, и даже слушал лекции в Сорбонне!

В начале 40-х Бриннер уехал в Штаты, где перепробовал много разных профессий, вплоть до официанта и водителя грузовика, пока, наконец, не попал в драматическую студию великого Михаила Чехова. Английский язык давался трудно, необходимо было избавиться от русского акцента, а еще - скрывать бедность на грани нищеты. И Бриннер выдавал себя за сына монгольского хана, сочинял басни про дядюшкино наследство, - словом, пускал пыль в глаза, что умел делать мастерски…

*  *  *

И вот прошло не так много времени, и актер-иностранец удостоился высшей кинематографической награды: за лучшую мужскую роль в фильме «Король и я» в 1956 году в Голливуде ему вручили заветную статуэтку, причем получил он Оскара из рук самой Анны Маньяни!

Впрочем, на красавиц Бриннеру неизменно везло: от публики не укрылись его бурные романы с Марлен Дитрих, Ингрид Бергман, Джуди Гарланд, другими  прославленными  актрисами. Кстати, именно Марлен Дитрих создала неповторимый образ Бриннера - надоумила его всегда брить голову…

Вообще говоря, кинематографическую карьеру Бриннера особо удачной не назовешь. Во всяком случае, он сам был глубоко разочарован двумя ролями, словно для него предназначенными, - Тараса Бульбы в американской экранизации гоголевской повести и Мити Карамазова в голливудской трактовке романа Достоевского. Михаил Александрович Ульянов, сыгравший Митю Карамазова в фильме И. Пырьева, говорил:  «Может быть, нет ни одного более точно выписанного российского характера во всем многообразии, чем характер Митеньки Карамазова. Думается, это одна из самых русских ролей. Поэтому когда ее играл Юл Бриннер – было смешно. Не дано ему постичь. И не оттого, что слабый актер – актер замечательный! Но для него этот характер непостижим, хотя, говорят, у него русские корни…»  Думается, причина неудачи коренилась не в Бриннере, а в самой постановке, вернее, в скудных представлениях сценаристов, режиссеров и художников, замахнувшихся на Достоевского. Так же смешно смотрится американская экранизация «Анны Карениной» с Гретой Гарбо, в одном из эпизодов которой русские офицеры пьют водку до тех пор, пока не окажутся под столом… Ну не дается американцам (французам, англичанам и т.д.) понимание русского национального характера, получаются или костюмные мелодрамы, или просто набор глупостей и пошлостей, не имеющих касательства к русской классике…

Однако и вестерны – и, в частности, «Великолепную семерку», принесшую ему немалые деньги и популярность -  Юл Бриннер не любил, считал низкопробными поделками, и однажды устроил грандиозный спектакль – «похороны» героя «Семерки» Криса. Отчитав отходную, Бриннер выпил из горлышка бутылку водки и сплясал гопака…

Говорят, Юл ощущал себя лермонтовским Печориным. Подобно «герою нашего времени» он растрачивал впустую немалый талант и огромные душевные силы, так и не находя достойных ролей. Да, он стал богат, знаменит, женщины по-прежнему млели от его завораживающего взгляда. Но по-настоящему он отводил душу в «Распутине», когда брал в руки гитару и с непередаваемыми интонациями пел дуэтом с Алешей Дмитриевичем. В 1967 году вышла его пластинка The Gypsy and I, разошедшаяся гигантским тиражом.

Бриннеру было слегка за 60, когда выяснилось, что у него неоперабельный рак легких. Актер мужественно боролся с болезнью – были моменты, когда, казалось,  он победил недуг. Коллеги-актеры не догадывались, что, выходя на сцену, он преодолевал страшные боли. Но от судьбы не уйдешь: 10 октября 1985 года Юл Бриннер скончался.

*  *  *

На стене дома № 15 по Алеутской улице Владивостока – мемориальная доска. Надпись гласит: «В этом доме родился актер Юл Бриннер 11.07.1920».

 

Юрий КРОХИН  



Хостинг от uCoz