В декабре 2012 года вышел в свет альбом «Портреты. Михаил Алексеев». Двухсотстраничное издание представляет работы Алексеева в жанре портретной фотографии. Однако Михаил Юрьевич снимает и пейзажи, и делает это также мастерски, о чем свидетельствует альбом «Сюжеты», изданный в 2011 году.

С 16 января по 3 февраля в столичной Галерее классической фотографии проходит выставка «Портреты» Михаила Алексеева. На ней можно увидеть часть работ, вошедших в недавно выпущенный альбом. Мастер, однако, не почивает на лаврах, он продолжает снимать, вынашивает новые замыслы…

 

Лучший фотограф среди банкиров

 

Фотограф щелкает, но вот что интересно...

Булат Окуджава

 

Подобно булгаковской Маргарите восхищаюсь людьми, которые делают что-либо первоклассно. Михаил Юрьевич Алексеев, чей альбом  вы держите в руках, фотографирует великолепно. При этом считает себя фотографом средней руки, продвинутым любителем.

Избыток скромности, завышенная требовательность к себе или некоторое лукавство в этой самооценке? В нее не укладываются весьма существенные моменты. Автор альбома – член Московского союза художников (по фотографической секции), куда  кого попало не принимают. Его фотографии публикуют журналы, причем отдельные издания регулярно помещают их на первой странице обложки. Снимки Михаила Юрьевича Алексеева представлены в изданной Посольством Италии в Москве книге "Особняк Берга". Его работы украшают офисы ряда организаций и частные коллекции...   

Полагаю, что о любительстве фотографу дает повод говорить тот факт, что по профессии и роду занятий он финансист, банкир,  этим и зарабатывает на хлеб насущный. Карьера его стремительная и блестящая: в 26 лет - заместитель начальника главка союзного министерства, в 28 -  доктор экономических наук, с 30 –  на руководящих постах в крупнейших российских банках, в 45 возглавил самый крупный иностранный банк в России...

Фотографом Михаил стал еще в студенческие годы волей случая. В Московском финансовом институте экономное начальство штатного фотографа не держало; проще было привлечь студентов. И Михаил Алексеев со своим однокурсником Василием Ремизовым снимал по просьбе ректора разные мероприятия. На том этапе Ремизов, до поступления в институт поработавший фотокорреспондентом, кое-чему научил своего товарища. В годы работы в Министерстве финансов СССР (на излете Страны Советов) снимать было некогда, ибо трудиться приходилось с утра до поздней ночи практически без выходных, в стенах же учреждения, являвшегося режимным, фотосъемка исключалась. Только после распада Советского Союза, в период работы на руководящих должностях в ведущих российских банках, Алексеев начал снова выкраивать минуты для любимого занятия. Со временем, впрочем,  по-прежнему  туго. Да и как не быть в постоянном цейтноте человеку, ответственному за тысячи  подчиненных, за успешное функционирование одного из крупнейших в стране банков?

Не без юмора Михаил Юрьевич заявляет: «Я лучший банкир среди фотографов и лучший фотограф среди банкиров».

Как и маститый  Лев Мелихов, а также известный фотограф Яков Титов,  учеником которых считает себя Михаил Алексеев, он полагает, что портрет в искусстве фотографии – высший пилотаж.  

Как получается удачный портрет? «Поймал» художник мгновение – или заставил модель терпеливо позировать? Думается,  плодотворны оба метода; во всяком случае, портреты Михаила Юрьевича оставляют  впечатление такого двоякого подхода. Фотографии преподавателей Финансового Университета – ректора М. Эскиндарова, профессоров П. Никольского, Л. Павловой, других ученых  и особенно полковника А. Кутузова вполне могут украсить доску почета. (Впрочем, и снимались они по заказу ректора как раз на доску почета). «Заданность» выражения лица и позы портретируемых говорят о том, что снимки сделаны на уровне лучших студийных образцов  (на самом деле - в стенах Финансового Университета): идеально выставлен свет, продуман и учтен фон, «схвачено» наиболее характерное в образе героя...

Некоторых своих персонажей Михаил Алексеев фотографировал в привычной обстановке их кабинетов, и в этих случаях о человеке и его характере свидетельствует еще и антураж,  детали интерьера. Таковы портреты генералов А. Старовойтова и А. Безверхнего, посла Италии в РФ Антонио Дзанарди Ланди. Фотография генералиссимуса на стене, томики Ленина и Маркса, гипсовый бюст Ильича – аксессуары портрета И. Толстыко весьма выразительны. Но не мистифицируют  ли зрителя фотограф вместе со своим героем, руководителем службы безопасности ЮниКредит Банка?

Фотограф-портретист – если он не ремесленник, конечно – обязательно психолог, умеющий постичь особенности душевной конституции  модели и выразить их своими средствами. Михаил Алексеев, написавший две книги об этике поведения, несомненно, знает, как обращаться с людьми и чего ждать от них в тех или иных обстоятельствах. Без этого вряд ли сумел бы эффективно управлять большим коллективом и выстраивать отношения с партнерами. И не появились бы порой неожиданные, пронзительные, эмоционально окрашенные портреты. Допускаю, что многие из героев Михаила Юрьевича при иных обстоятельствах, возможно, вообще бы не согласились фотографироваться, столь откровенно раскрываясь перед объективом.

Взгляните внимательно, как и кого он снимает. Вы найдете в альбоме портреты знаковых персон  российского и мирового истеблишмента: Г. Киссинджера,  В. Зубкова, А Дворковича, Д. Амато; руководителей  крупнейших банков,  видных бизнесменов и предпринимателей, известных артистов, художников, музыкантов. Noblesse oblige, как говорится: положение допускает  гламурную напыщенность,  благо большинство героев Алексеева – люди состоявшиеся, серьезные. Ничего этого однако нет и в помине. Кого-то камера запечатлела на дружеском пикнике, кого-то в бане или бассейне, иной снят на пленере или за работой. Но все в меру, все уместно...

Галерея людей, которых снимал Михаил Алексеев, не только знакомит с финансовой и политической элитой, представляет персон, так сказать, по преимуществу не медийных, но и исподволь вводит в круг интересов и пристрастий автора.

И возникает перед нами личность неординарная, мыслящая и пытливая, открыто доброжелательная.  Фотографа-банкира занимают не только и не столько деятели экономики и бизнеса, но и, скажем, безвестные мужики с пристани Ермаково на Енисее, колоритный бомж из Милана, скромный пилот вертолета в Хакасии или седовласый киевский гусляр. Михаил Алексеев ненавязчиво декларирует: ему интересны и дороги люди независимо от их статуса и, как нынче выражаются, background’а. В равной степени пристально вглядывается Алексеев в лица космонавта Георгия Гречко, чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского, экс-председателя Центробанка Виктора Геращенко, художников Сергея Андрияки, Алексея Бегова, Юрия Кулфа, Игоря Ильчука, офтальмолога Дмитрия  Шкворченко и иных «героев нашего времени». Теплом и симпатией, а иногда юмором окрашены  семейные портреты, прекрасны снимки детей.

Все по-разному относятся к тому, что их фотографируют. Некоторым  нравится сниматься, некоторым – нет. Одни фотогеничны, другие под эту категорию не подходят. Последним нередко кажется, что они отлично получаются на фото, а какой-нибудь красавец почему-то мучается комплексом неполноценности. Фотоснимок может оказаться комплиментом, лестным для объекта съемки, а может сильно расстроить, уничтожить морально, - смотря в чьих руках окажется камера, каковы цели снимающего. За каждым портретом, таким образом, стоит отдельная история, а то и судьба...

Но в Алексееве-фотографе живет и явственно просвечивает Алексеев-банкир. Даже отдаваясь своему хобби, он продолжает мыслить в банковских терминах и категориях.

- Затвор щелкнул – и я становлюсь должником, - убежден Михаил Юрьевич, - словно взял у человека кредит. Пока не распечатаю снимки и не отдам фото или хотя бы электронные файлы – я должник, попадаю в шкуру многих наших клиентов! Этим альбомом долги возвращаю. По крайней мере как фотограф...

Итак, теперь,  следуя логике Алексеева-банкира, баланс – по нулям. Тем, кто увидит свои фотографии в альбоме, автор уже ничего не должен.

 

  

 

 

 

 

 

 

 



Хостинг от uCoz