О фильмах Веры
Токаревой
С Верой Михайловной Токаревой мы знакомы лет двадцать. Все эти годы я интересовался творчеством режиссера, много
общался с ярким и талантливым человеком. Меня неизменно восхищала увлеченность
Веры Михайловны, а может, точнее - одержимость в работе, ее умение отыскивать
важные общечеловеческие темы. Наверное, основной такой темой для режиссера была
и остается тема творчества, идет ли речь о художнице Р. Зелинской-Платэ,
руководителе Государственной библиотеки В. Федорове или игуменье Феофиле. Галерея
созданных Токаревой кинопортретов обширна и разнообразна, каждый из них представляет нам человека
высоко духовного, преданного своей профессии, бескомпромиссно служащего людям. Документальные
фильмы Веры Токаревой отличает прежде всего хороший вкус, что сказывается и в
построении кадра, и в подборе музыкального ряда, и в точно выверенном ритме. Высокое мастерство и ясная позиция
автора делают картины Токаревой
подлинными произведениями искусства.
Созидатели Федоровы
Фамилия Федоров – одна из самых распространенных в России,
она часто встречается и у русских, и у якутов, и у чувашей. В начале 90-х,
когда происходило драматическое
становление новой российской государственности, само время выдвинуло когорту
лидеров в политике и науке, некоторые из которых носили фамилию Федоров.
Вспомним выдающегося офтальмолога Святослава Федорова, министра юстиции РФ
Николая Федорова, ректора МВТУ имени Баумана Игоря Федорова, министра финансов
и вице-премьера правительства РФ Бориса Федорова…
Именно тогда режиссера Веру Токареву посетила мысль снять
картину о людях, не связанных родством, но носящих эту фамилию. Может быть, еще
и потому, что по-гречески имя Феодор
означает «божий дар»…
В ту пору осуществить замысел не удалось, лишь недавно на
киностудии «Рассвет» работа над фильмом завершилась, и 19 октября его увидели
собравшиеся в Российской государственной библиотеке коллеги и друзья автора и ее героев. Дело в том,
что одну из крупнейших библиотек мира
возглавляет тоже Федоров, Виктор Васильевич. Его рассказом о библиотеке и ее
сокровищах, о своей малой родине и родословной и открывается документальная
лента «Однофамильцы Федоровы».
Ленинка, как по привычке называют ее давние читатели, это не
только бесценное собрание книг, рукописей и иных раритетов, но и красивейший
дом Пашкова, куда в 1861 году перебрался из Петербурга Румянцевский музей.
Виктор Васильевич, президент библиотеки,
показывает «Апостола»,
напечатанного в 1564 году русским первопечатником Иваном Федоровым. И еще одно
совпадение. «Идеальным» библиотекарем Румянцевского музея служил выдающийся
религиозный мыслитель, основоположник русского космизма, автор «Философии
общего дела» Николай Федорович Федоров…
Из Государственной библиотеки камера переносит нас в
старинный городок Осташков, что на берегу озера Селигер. Вдоль кромки воды
совершает со своими собаками пробежку немолодой мужчина, в лице которого явственно проглядывают монголоидные черты.
Это Михаил Федоров, москвич, лет десять
назад перебравшийся из столицы в глубинку.
По образованию геолог, он прожил тридцать лет на Камчатке, красота мира заставила его взять в руки телевизионную камеру. Федоров стал подлинным виртуозом телесъемки, дважды лауреатом премии ТЭФИ, в
том числе – за съемки сериала о христианских святынях мира. Мы познакомились в
1999 году в Париже (надо же было так случиться!) на съемках документального
фильма «Дуэль Вадима Делоне». За неделю съемок в Париже и Кембридже о многом
переговорили, Миша рассказал в числе прочего, что прапрабабушка
его была киргизка. От нее-то и унаследовал азиатский разрез глаз…
Почти на границе Чувашии и Татарстана раскинулась деревня
Избахтино. В 1994 году жители трех деревень решили объединиться и пригласить
земляка, Гурия Ивановича Федорова, возглавить изрядно пошатнувшееся хозяйство.
И вот уже полтора десятилетия Гурий Федоров, строитель по образованию, работает, не покладая рук, и его хозяйство
процветает.
Другая колоритная фигура – бывший президент Республики
Чувашия Николай Федоров. Сын фронтовика, Николай Васильевич окончил Казанский
государственный университет, стал юристом. Он рассказывает, как, будучи
министром юстиции РФ в 1990-1993 годах, из-за принципиального несогласия с
руководством страны в вопросах права подал в отставку. Тогда же баллотировался
на пост главы Чувашии и почти 17 лет возглавлял республику. За эти годы Чувашия
достигла впечатляющих успехов, и действительно, мы видим на экране отличные
дороги, добротные сельские дома, к каждому из которых подведены вода и газ,
первоклассные медицинские центры, спортивные комплексы, храмы - все это
построено при деятельном участии Николая Федорова, сложившего в этом году
полномочия президента и ставшего членом Совета Федерации Федерального Собрания
РФ. Николай Васильевич вспоминает, что знаменитый офтальмолог Святослав Федоров
начинал свою деятельность именно в Чувашии, но не нашел понимания тогдашнего
партийного начальства. Однако, перебравшись в Москву и создав МНТК
«Микрохирургия глаза», первый его филиал Федоров открыл в столице Чувашии.
И еще однофамилец: академик Игорь Федоров, президент
Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана,
крупнейший специалист в области радиолокации, рассказывает о своей alma mater, вспоминает трудное послевоенное
детство, знакомит с сегодняшним днем одного
из лучших вузов страны. Любопытно, что в начале ХХ века ректором императорского
Московского технического училища был однофамилец академика Семен Андреевич
Федоров…
Такая галерея портретов
возникает на экране. Кроме
фамилии этих людей роднит то, что все они - созидатели, творцы, сеятели
разумного, доброго, вечного. И возникновение документальной ленты «Однофамильцы
Федоровы» не случайно. В «послужном списке» выпускницы столичного ВГИКа Веры
Токаревой (мастерская Льва Кулешова) – две картины из документального цикла «Сокровенные люди»,
удостоившегося Гран-при Второго Евразийского телефорума, четырехсерийная лента
«Долгий век семьи» - о жизни и трудах семьи русских интеллигентов
Зелинских-Платэ, шесть картин цикла «Звезды российской науки», фильм о российских
кинематографистах-ветеранах Великой Отечественной «Незабываемое» и другие работы, отмеченные
призами и премиями. Все они повествуют о людях увлеченных, талантливых,
деятельных. Достойно продолжает этот ряд и последняя работа Токаревой.
Превосходный подбор музыкального ряда (режиссер имеет и музыкальное
образование), точный и выверенный монтаж, наконец, отличный закадровый текст
(его читает сама Вера Токарева). Но, увы, придется разочаровать читателей и
зрителей: увидеть фильм «Однофамильцы Федоровы» на телеэкране вряд ли
удастся. На федеральных каналах
предложение демонстрировать авторские документальные работы понимания не
находит, в ответ звучит восхитительная
мотивировка: «Не формат!»…
- Трудно найти в стране человека, который бы не любил
документального кино, - говорит Вера Токарева. – Мы на нем воспитаны, и оно
было и остается умным и человечным. Но, к сожалению, каждый телеканал
предпочитает снимать собственные документальные фильмы, а огромный пласт авторского
документального кино, имеющий финансовую поддержку Министерства культуры,
остается невостребованным. Остается лишь фестивальная жизнь…
Правоту режиссера подтверждает тот факт, что, показанный в рамках Чебоксарского международного
кинофестиваля, посвященного кинематографу малых народов, фильм «Однофамильцы Федоровы» собрал полные
залы нескольких кинотеатров. А в начале ноября посмотреть картину смогли
зрители, собравшиеся на Всероссийский благотворительный кинофестиваль
«Лучезарный ангел».
(«Родник», Russian
Cultural Herald. Окленд, Новая Зеландия. Вып.4, октябрь 2010 г.)
Эхо воспоминаний
Какие красивые, одухотворенные лица!
Какая хорошая, интеллигентная речь! Вот, наверное, что, прежде всего, приходит
в голову, когда смотришь фильм режиссера Веры Токаревой «Долгий век семьи»…
Неспешное, обстоятельное повествование погружает нас в жизнь
и труды семьи русских интеллигентов Зелинских-Платэ, чей век вместил
значительно больше, чем календарные сто лет. Основу, смысловой и эмоциональный
стержень картины составляют воспоминания и рассуждения художницы Раисы
Николаевны Зелинской-Платэ, дочери выдающегося русского ученого-химика Николая
Дмитриевича Зелинского. Наука и искусство неразрывно соединились в жизни
нескольких поколений семьи, и это определило высокую духовность и
гуманистическую направленность научных поисков и художественного творчества ее
представителей.
Второй женой Н. Д. Зелинского и матерью будущей художницы
была талантливая пианистка Евгения Павловна Кузьмина-Караваева, среди предков
которой – такой разнообразно одаренный представитель екатерининской эпохи, как
Николай Александрович Львов, архитектор и художник, поэт и переводчик,
изобретатель и музыкант…
19 декабря в доме Зелинских обыкновенно бывал «день открытых
дверей», когда по случаю именин ученого съезжались многочисленные гости: актеры
московских Художественного и Малого театров, музыканты, сотрудники Николая
Дмитриевича. Так что еще в раннем детстве Раиса Николаевна приобщилась к
искусству – слушала пение Сергея Лемешева, фортепьянные дуэты, артистические
миниатюры. А в 18 лет она написала свой первый пейзаж, понравившийся отцу и его
другу, художнику Игорю Грабарю. Три года училась Раиса Николаевна в студии Ф.
Рерберга, потом брала уроки живописи у Грабаря. Третьим ее учителем стал превосходный
русский художник Александр Осмеркин.
- Мы были влюблены в природу – и в натуру! – темпераментно
восклицает художница. Раиса Николаевна вспоминает: и она отдала дань моде –
писать портреты знаменитостей. И
действительно, галерею первоклассных портретов Р. Зелинской-Платэ составляют
такие яркие личности, как архитектор Л. Руднев, летчик Г. Байдуков,
художник-реставратор А. Ковалев, академик М. Дубинин. В 1946 году Раиса
Николаевна познакомилась с писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным. Его
портреты – в числе лучших работ художницы.
Вообще Раисе Николаевне везло на друзей. Среди ближайших была
актриса столичного Художественного театра Елена Хромова, любимая модель
художницы, и хранитель Русского музея в Петербурге Валентина Быковская,
удивительные письма к которой звучат в фильме.
…В середине XIX века в Санкт-Петербург приехал в надежде поправить
свои финансовые дела француз из Эльзаса по фамилии Платэ. В столице его деловые
начинания не удались, и он перебрался в Москву, где женился на русской барышне,
дав начало русской ветви рода. Потомок француза, Альфред Феликсович Платэ,
ученый-химик. Стал другом и верным помощником академика Зелинского – и мужем
Раисы Николаевны. Профессор Московского университете, заведующий кафедрой
химического факультета, Фред, как называла его жена, был кумиром студентов. И
по сей день его блестящие, увлекательные лекции вспоминают ученики, давно
ставшие маститыми учеными.
Альфред Феликсович и Раиса Николаевна прожили долгую и
счастливую жизнь, вырастили двух прекрасных сыновей, внуков, отпраздновали
золотую свадьбу. В числе работ Р. Зелинской-Платэ выделяется портрет: молодой
красивый мужчина полулежит с книгой, углубившись в чтение. Это Альфред Платэ. И
еще портрет – юноша с виолончелью. Младший сын Феликс, ныне журналист-международник,
специалист по Японии.
А старший сын, Николай Альфредович Платэ, избрал стезю деда и
отца. Окончив химический факультет МГУ, в 31 год защитил докторскую
диссертацию. В 40 лет стал членом-корреспондентом, а в 50 – действительный
членом Академии наук. Более двух десятилетий Николай Альфредович Платэ
возглавлял Институт нефтехимического синтеза, являлся вице-президентом
Российской академии наук (Несколько лет назад Н. А. Платэ скончался в возрасте
72 лет. – Ю.К.)…
1 февраля 2001 года в Государственной1 Третьяковской галерее
открылась выставка работ живописца и графика Раисы Николаевны Зелинской-Платэ.
Режиссер Вера Токарева успела снять чествование 90-летней художницы, интервью
ее близких и коллег. А спустя два месяца, 7 апреля, Раисы Николаевны не стало.
Она ушла в день праздника Благовещенья…
Вгиковский выученик Льва Кулешова, Вера Токарева сняла немало
добротных картин – музыкальных и документальных, отмеченных разными наградами и премиями. И
все-таки четырехсерийная лента «Долгий век семьи», показанная телеканалом
«Культура», кажется мне наиболее выношенной, отточенной по мысли и нашедшей
точное художественное воплощение.
(Опубликовано в «Российской газете» в
2002 году)