Во имя цельности шедевра

 

Спустя год – или около того – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, его жена и дочь вспоминают, обсуждают и пересказывают странную, непостижимую историю приезда в город мифического ревизора. Как  этот «фантом» всех одурачил, почему никто из подчиненных и сотоварищей городничего не указал ему на сомнительность заезжего гастролера? И жена, Анна Андреевна, чуть голову не потеряла, а дочь так и вообще едва не вышла замуж…

Так  трактует гениальную комедию Гоголя народный артист России Сергей Юрский. Постановку ее актер и режиссер осуществил на радио «Культура». Причем сыграл и все до единой мужские роли, отдав лишь женские (жены и дочери городничего) жене, Наталье Теняковой, и дочери - Дарье Юрской. 

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, - писал Гоголь в «Авторской исповеди», - какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Все, на что нацелены убийственный сарказм и горечь писателя, и по сей день не изжито. Вечные пороки человеческой натуры в сочетании с неистощимой комичностью гоголевской словесной ткани и блистательной  драматургией  и привлекли Сергея Юрского. Да и опыт «общения» с Гоголем имеется. На радио Сергей Юрьевич когда-то записал «Нос», во МХАТе с артелью артистов поставил «Игроков». 

- Не знаю, сколько времени потребуется, чтобы «Ревизор» утратил свою злободневность, - говорит артист. – Это совершенно очевидно. Я прослушал несколько существующих записей «Ревизора», и мне показалось, что актеры – хорошие актеры! – в меру таланта пьесу раздраконивают. Происходит замутнение идеального звучания текста Николая Васильевича. Во имя цельности комедии рискнул сыграть ее в одиночку. Мой городничий вспоминает этого Хлестакова, показывает идиотизм своих чиновников, слегка преувеличивая, как бывает от темперамента. Ведь Антон Антонович, по словам Гоголя, очень не глупый по своему человек, хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, его каждое слово значительно.

- Сколько времени потребовалось для создания радиоспектакля?

- Идея возникла у меня в августе, - говорит Сергей Юрьевич. – Пока велись переговоры, пока «Культура» раздумывала, сомневалась, наконец, решилась, - прошло три месяца. Потом последовали три недели активной работы, к которой надо было подготовиться эмоционально. И, в конце концов, три недели монтажа.

- Вам впервые довелось выступать у микрофона семейным трио?

- Нет. В спектакле, которым я горжусь – «Строитель Сольнес» Ибсена – мы играли втроем, но участвовали и другие актеры. В радиоверсии «Стульев» Ионеско мы также играли вместе.

- Музыку к «Ревизору» вы подбирали сами?

- Музыки в спектакле мало. Работали мы с музыкальным редактором, но мое предложение с самого начала было – Глинка, «Руслан и Людмила». Смысл  музыкального оформления – контраст. Нам хотелось удивить слушателей неожиданностями, и музыка Глинки – одна их них. «Руслан и Людмила», особенно увертюра к опере и ария Бояна, - все это дышит столицей, театром. А здесь – реальные события и глухая провинция. Слушатель словно сидит в зале, видит, как открывается занавес, разыгрывается эта кошмарная история, в которую попали персонажи…

Слушайте премьеру спектакля «Ревизор» на радио «Культура» (91.6 FM) с понедельника по пятницу (23-27 апреля) в 16 часов. В субботу, 28 апреля, в 11.00 прозвучит полная версия спектакля.



Хостинг от uCoz