Во имя цельности шедевра
Спустя год – или около того – Антон Антонович
Сквозник-Дмухановский, его жена и дочь вспоминают, обсуждают и пересказывают
странную, непостижимую историю приезда в город мифического ревизора. Как этот «фантом» всех одурачил, почему никто из
подчиненных и сотоварищей городничего не указал ему на сомнительность заезжего
гастролера? И жена, Анна Андреевна, чуть голову не потеряла, а дочь так и
вообще едва не вышла замуж…
Так трактует
гениальную комедию Гоголя народный артист России Сергей Юрский. Постановку ее
актер и режиссер осуществил на радио «Культура». Причем
сыграл и все до единой мужские роли, отдав лишь женские (жены и дочери
городничего) жене, Наталье Теняковой, и дочери -
Дарье Юрской.
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу
все дурное в России, - писал Гоголь в «Авторской исповеди», - какое я тогда
знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где
больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться
над всем».
Все, на что нацелены убийственный сарказм и горечь писателя, и по
сей день не изжито. Вечные пороки человеческой натуры в сочетании с неистощимой
комичностью гоголевской словесной ткани и блистательной драматургией и привлекли Сергея Юрского. Да и опыт «общения»
с Гоголем имеется. На радио Сергей Юрьевич когда-то записал «Нос», во МХАТе с
артелью артистов поставил «Игроков».
- Не знаю, сколько времени потребуется, чтобы «Ревизор»
утратил свою злободневность, - говорит артист. – Это совершенно очевидно. Я прослушал
несколько существующих записей «Ревизора», и мне показалось, что актеры –
хорошие актеры! – в меру таланта пьесу раздраконивают. Происходит замутнение
идеального звучания текста Николая Васильевича. Во имя цельности комедии
рискнул сыграть ее в одиночку. Мой городничий вспоминает этого Хлестакова,
показывает идиотизм своих чиновников, слегка преувеличивая, как бывает от
темперамента. Ведь Антон Антонович, по словам Гоголя, очень не глупый по своему человек, хотя и взяточник, но ведет себя очень
солидно, его каждое слово значительно.
- Сколько времени потребовалось для
создания радиоспектакля?
- Идея возникла у меня в августе, - говорит Сергей Юрьевич. –
Пока велись переговоры, пока «Культура» раздумывала,
сомневалась, наконец, решилась, - прошло три месяца. Потом последовали
три недели активной работы, к которой надо было подготовиться эмоционально. И,
в конце концов, три недели монтажа.
- Вам впервые довелось выступать у
микрофона семейным трио?
- Нет. В спектакле, которым я горжусь – «Строитель Сольнес» Ибсена – мы играли втроем, но участвовали и другие
актеры. В радиоверсии «Стульев» Ионеско мы также
играли вместе.
- Музыку к «Ревизору» вы подбирали
сами?
- Музыки в спектакле мало. Работали мы с музыкальным
редактором, но мое предложение с самого начала было –
Глинка, «Руслан и Людмила». Смысл
музыкального оформления – контраст. Нам хотелось удивить слушателей
неожиданностями, и музыка Глинки – одна их них. «Руслан и Людмила», особенно
увертюра к опере и ария Бояна, - все это дышит
столицей, театром. А здесь – реальные события и глухая провинция. Слушатель
словно сидит в зале, видит, как открывается занавес, разыгрывается эта
кошмарная история, в которую попали персонажи…
Слушайте премьеру спектакля «Ревизор» на радио «Культура»
(91.6 FM) с понедельника по пятницу (23-27 апреля) в 16 часов. В субботу, 28
апреля, в 11.00 прозвучит полная версия спектакля.