О скульпторе Элле Адамовой

Текст, который я хочу предложить вниманию читателей, имеет некоторую предысторию.

Дело в том, что в начале 90-х непродолжительное время я возглавлял литературно-художественное агентство «ТОЗА». Эту частную лавочку с запутанным финансовым положением мне "по-дружески" передал один знакомый. С полгода я, ее единственный сотрудник – директор, редактор, корректор и пр. в одном лице - пытался свести концы с концами, таскался по налоговым инспекциям и многочисленным фондам, которым надо было предоставлять отчеты и платить бесконечные взносы. Учитывая мою полнейшую беспомощность в бухгалтерских делах и малую осведомленность в книжном бизнесе, легко вообразить, каково было положение дел в «ТОЗЕ» - и мое настроение. Найти заказчиков, то есть людей, желавших за собственные деньги издать что-то, было нелегко. Так что издательство, мягко говоря, прозябало. С грехом пополам сумел выпустить три книжки, ни черта не заработал  и, в конце концов, с огромным облегчением сбросил с себя бремя частного предпринимательства.

Первой изданной  мною книжкой стал сборник рассказов Кимы Грейдиной «Суженый мой, ряженый». Московский врач, она долгие годы писала рассказы, милые, незатейливые, некоторые из них публиковались в периодике. Однажды Кима решила собрать под одной обложкой все лучшее и выпустить в виде книжки. Мы быстро поладили с заказчицей и даже подружились. Она пожелала снабдить сборник иллюстрациями – графическими работами ее мужа, Якова Адамова, а обложку сделала дочь Кимы Элла. Книга была издана, мы устроили презентацию в книжном магазине «Новелла», что у Курского вокзала. А потом я потерял Киму из виду – она жила в Германии, а я уехал в Новую Зеландию.

И вот недавно мне позвонила Элла Адамова. «Вы помните мою маму?» - спросила она. «Конечно, помню», - ответил я. И с горечью узнал, что Кимы не стало, она умерла в Берлине. А Элла попросила меня написать статью для каталога ее произведений из керамики. Так возник текст о скульпторе Элле Адамовой, члене Московского Союза художников, участнице выставок в Москве, Париже, Эдинбурге и Берлине.

*   *   *

Элла Адамова родилась в Хабаровске, куда  послевоенная служба привела ее отца-фронтовика. Вскоре семья перебралась в Москву. Годы без собственного жилья, комната в коммуналке, - обычные мытарства, знакомые тысячам и тысячам людей. Отец Эллы, инженер, архитектор, учил девочку резать по дереву; любимой игрушкой ее был перочинный ножик. В семь лет она знала уже, что станет скульптором. Потом была художественная школа на Кропоткинской, ГИТИС (ныне – Российская академия театрального искусства), курс знаменитого Сергея Образцова, готовившего художников именно для кукольных театров.

Пятнадцать лет Элла работала в театрах. Ее не соблазнила  возможность стать главным художником – числясь на «вольных хлебах», легче было оставаться независимой творчески, свободной от диктата режиссеров, капризов актеров… Ее интересовали персонажи, ведь персонаж – это характер, а характер предполагает серьезный подход к каждой кукле, то есть скульптуре. Сама лепила и формовала головы кукол, причем персонажи были объемные, иной раз больше человеческого роста, способные работать на повороте, как выражались актеры…

В последние годы Элла редко обращается к куклам, ее больше увлекает керамика, в этой технике создаются  подсвечники, разные животные, вазы.

Работы Эллы Адамовой я увидел  на выставке в еврейском досуговом центре «Шаарей Цедек», что разместился в памятнике архитектуры мирового значения – Бахметьевском автобусном парке в Марьиной Роще, сооруженном в 20-е годы прошлого столетия гениальным В. Шуховым и архитектором-конструктивистом  К. Мельниковым. Представленные Эллой Адамовой произведения были столь своеобразны, необычны, что не написать о них я не мог…

 

 

 

 

В рыжую Тору влюбиться попробуй

Жалким дыханьем.

Здесь никогда и не пахло Европой –

Солнце да камень.

 

Это сюда, где доныне отметки

Божии зрятся,

Нынешних жителей гордые предки

Вышли из рабства.

 

Не разлюблю той земли ни молвы я

Ни солнцепека;

Здесь, на холмах этих, люди впервые

Слышали Бога…

 

Борис Чичибабин

 

Бог мой Свет

 

 

…Как рождается творческий замысел?  Вероятно, иногда это плод длительных раздумий и поисков, ночных бессонниц. А порой – некое озарение, вроде пресловутого ньютонова яблока. А может быть, указующий перст Господень? Таким озарением, толчком может оказаться что угодно – неожиданная встреча, ассоциативно явившаяся мысль, путешествие в неведомые земли. И тогда художник создает произведения неповторимые и поразительные, как это было с Эллой Адамовой.

* * *

Московский скульптор Элла Адамова  начала воплощать свои пластические идеи в керамике в мастерской при берлинской еврейской общине. Еврейская тема словно витала в воздухе, и случилось так, что как раз в это время Элла отправилась в Израиль. Земля Израиля поразила воображение художника: могла ли она представить, что пустыня так прекрасна и красочна! И по возвращении в Берлин родились две философско-художественные темы. Одна из них - серия Вавилонских башен, или просто башен.

Сюжет легендарной Вавилонской башни весьма распространен в христианской иконографии, миниатюрах, в мозаиках и фресках храмов, в том числе знаменитого венецианского Сан-Марко.

Строилась ли в действительности знаменитая башня? Во всяком случае, ее упоминают Геродот и Иосиф Флавий…

Башни Эллы Адамовой мало похожи на ту, что изобразил Питер Брейгель-старший. Да и символика их иная. Создавая серию, скульптор смешивала разные сорта глины, добиваясь эффекта мрамора с характерными цветовыми узорами, теплой цветовой гаммой, напоминающей многоцветье израильской пустыни. Ее конические башни скорее походят на горы с тропинками на неровных склонах. Вьющиеся по спирали, эти тропы  задают определенный ритм, неспешный, плавный. И исподволь наводят на мысль о том, как долог и труден путь человека к совершенству, к постижению истины. «Мирный житель Вавилона» (1993 г.) - так называется одна из башен – это человек в черной шляпе с полями, наверное, еврей, возвращающийся домой со своей овцой. А на другом склоне пасутся другие овцы. Мирный житель, мирная, патриархальная жизнь, где ничто не напоминает о вызове Богу, брошенном строителями Вавилонской башни…

«Горящая» башня неожиданна в своем решении. Ее увенчивают листья, которые, впрочем, и формой, и цветом похожи  на  языки пламени. Они словно отблеск того огня, что охватил Вавилонского исполина.  

А вот «Ожидание» (1994 г.). В окне видна женщина, которая ткет коврики; они покрывают поверхность башни. Она ждет друга. Опять мирный, идиллический сюжет. Специально для берлинской выставки, участвовать в  которой немецкие художники пригласили Эллу Адамову, была изваяна башня «Путешествие в Иерусалим» (1982 г.). Так в немецком языке   называется детская игра в «музыкальный стул». И темы реального путешествия в Израиль, экскурса в его историю, и игры переплелись. Вершина башни увенчана стулом, за ножки которого держится еврей. Видимо, бедняга забрался слишком высоко и боится упасть. Интересно использовано внутреннее пространство объекта: поверхность башни усеяна множеством дверок и окошек, через которые пробивается свет,  видны подвешенные стулья…

Башни Эллы Адамовой помимо символического имеют и прикладное значение. Они еще и вазы, - в них вставляются сосуды для воды, куда можно помещать растения, цветы.

*  *  *

Ветхий Завет, который еще именуют Пятикнижием Моисеевым, излагает полную драматизма историю еврейского народа. Общая для иудео-христианской культуры Книга Книг проливает свет  на многие апокрифические события и личности. И потому абсолютно закономерным выглядит обращение художника к  библейским легендам и загадкам. Взять хотя бы историю «квадратных» букв  древнееврейского письма:  « письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» (Исход, 32, 16).

*  *  *

Паломничество в Землю Обетованную вызвало к жизни еще одну тему. Иврита Элла не знала, но перед нею постоянно возникали магические буквы еврейского алфавита, загадочные и привлекательные.

Письмена эти чрезвычайно выразительны, индивидуальны. Складываясь в слова,  выражают мысль, отражают мироздание. Элла  ощутила, что буквы иврита словно просятся быть воплощенными в объеме, в трехмерном пространстве. 

Логика  подсказывала: буквы должны являть собою не просто ряд из алфавита, а составлять слово,  наполненное  философским смыслом.

Какое же слово? Ответ нашелся легко: Элиор, что означает Бог мой Свет, Бог Свет мне  или Свет Бога моего… 

Слово, таким образом, состоит из шести букв; они неудержимо стремятся  перетечь из графики в пластику, превратившись в шесть пространственных объектов из шамота.   Шесть букв-ваз, сплав красоты и пластичности, энергетики древних букв и неиссякаемого интереса скульптора к ритмам и воздуху трехмерного пространства.

*  *  *

С буквами-вазами соседствуют…вазы-плоды. Радостные, праздничные предстают перед зрителем гранаты, смоквы. Они ощутимо контрастируют со строгим минимализмом букв. Можно предположить, что скульптор сделала паузу, сбросила интеллектуальное напряжение, державшее ее в процессе создания букв-ваз, - и в результате релаксации появились мягкие, округлые контуры плодов, которыми щедра земля Израиля. Эти вазы удивительным образом сочетают декоративность с реалистичностью форм и цвета. Красная глазурь вдруг обретает прозрачность, выявляя естественный цвет глины. Смоквы-инжир решены в иной колористической гамме:  эмали и полупрозрачная глазурь дают густое цветовое насыщение.

Почему рядом с выросшими в пространство буквами оказались плоды?  Думается, опять-таки реминисценции библейских мотивов, в частности, сюжета о древе познания добра и зла. Ведь доподлинно не известно, было ли оно яблоней, гранатовым деревом или каким-то еще…

*  *  *

Произведения Эллы Адамовой  заставляют размышлять об основополагающих вопросах человеческого бытия. И вместе с тем  вызывают глубокие  эстетические переживания, ибо, навеянные древними и вечными темами, воплощены современно и артистично. Скульптор творит в собственной системе координат, в которой смело и равноправно уживаются традиции - и осознанное пренебрежение к канонам.

Опубликовано в еженедельнике «Аргументы недели» (№4 (245) 3-9 февраля 2011 г.

 



Хостинг от uCoz